Лучевая терапия при РМЖ низкого риска: польза очевидна

Десятилетние наблюдения за пациентами с раком молочной железы (РМЖ) низкого риска с положительным статусом гормон-рецептора на начальных стадиях подтвердили пользу от добавления к органосохраняющей терапии полного облучения молочной железы. Об этом сообщается в результатах исследований А8, проведенных Австрийской Исследовательской Группой, изучающей рак молочной железы и колоректальный рак, представленных на конференции Европейского Общества Радиотерапии и Онкологии (ESTRO) (Доклад OC-0270).

Ранее проведенное в ходе этого же исследования пятилетнее наблюдение за пациентами продемонстрировало явное превосходство, полученное после добавления лучевой терапии к стандартной антигормональной терапии с использованием тамоксифена и анастрозола.

«У пациентов, прошедших облучение, частота возникновения рецидивов была значительно ниже, чем у тех, кто получал только антигормональные препараты, — говорит д-р Герд Фастнер, онколог-радиолог и доцент в медицинском университете Парацельса в Зальцбурге, Австрия. — Теперь, после 10 летнего наблюдения, мы подтвердили эти данные. Было отмечено значительное улучшение выживаемости без признаков заболевания».

Детали исследования

В исследовании A8 рассматривались совокупные случаи местных рецидивов в молочной железе и стенке грудной клетки. Клинические показатели включали общую выживаемость, выживаемость без признаков заболевания и локальную регионарную выживаемость. «Мы обнаружили значительное улучшение локального контроля и выживаемости без признаков заболевания для пациентов, прошедших лечение лучевой терапией», — отметил Фастнер.

После 10-летнего периода наблюдения не было выявлено какого-либо существенного эффекта от адъювантной лучевой терапии для общей выживаемости, регионарной безрецидивной выживаемости или выживаемости без метастазирования.

Всего 869 женщин с раком молочной железы были рандомизированы для прохождения полного облучения молочной железы (439 пациентов) или наблюдения (430 пациентов) в дополнение к их антигормональной терапии после хирургической операции с сохранением груди. Все участники были определены как пациенты «низкого риска» с опухолями менее 3 сантиметров 1 или 2 степени без поражения лимфатических узлов. Лучевая терапия проводилась с обычным фракционированием средними суммарными дозами до 50 Грэй (Гр). Семьдесят один процент пациентов, рандомизированных в группу полного облучения молочной железы, также получали дополнительное облучение (буст) «ложа опухоли» средней дозой 10 Гр.

После среднего срока наблюдения за пациентами длительностью 9.89 лет было зафиксировано 10 рецидивов в молочной железе у пациентов, прошедших полное облучение молочной железы, и 31 среди тех, кто получал только антигормоны. Десятилетние показатели локального контроля составили 97.5 процента после лучевой терапии по сравнению с 92.4 процента у пациентов,  не получавших полного облучения МЖ. Показатели выживаемости без признаков заболевания были значительно выше при облучении (94.5%), чем без него (88.4%). Что касается подгрупп, то было также отмечено значительное преимущество в выживаемости без признаков заболевания после облучения у пациентов, которых лечили только экстирпацией сторожевого узла.

Полное облучение молочной железы, также как и невозможность оценки стадии болезни (стадия Gx) были определены в качестве значимых предикторов рецидивов в молочной железе. Тем не менее, среди 519 пациентов, у которых имелась информация об экспрессии генов, группа биологического высокого риска (т.е. те пациенты, у которых Ki67 превышал 20, или у которых был положительный статус HER2/ neu или оба этих фактора риска) не имела значительно более высоких показателей рецидивов в молочной железе.

Исследователи пришли к выводу после десятилетнего наблюдения, что полное облучение молочной железы после органосохраняющей хирургии гормон-рецептор-положительного рака молочной железы низкого риска «давало значительно лучший локальный контроль, а также уровень выживаемости без признаков заболевания по сравнению с одной только антигормональной терапией». Также было отмечено, что в случае экстирпации сторожевого узла выживаемость без признаков заболевания значительно улучшилась после полного облучения молочной железы, а отказ от облучения или стадия Gx опухоли оказались единственными отрицательными предикторами рецидивов в молочной железе.

Дискуссия

На вопрос, следует ли сейчас, как обычно, предлагать адъювантную радиацию для лечения рака молочной железы низкого риска, Фастнер ответил положительно. «Облучение следует исключать только для пожилых, ослабленных пациентов, — сказал он, добавив, что метод также рекомендован пациентам с определенными профилями риска, которых можно лечить частичным облучением молочной железы с использованием интраоперационных или интерстициальных методов. — Вам не нужно облучать всю молочную железу, а только ее часть».

Обсуждая общую выживаемость, регионарную безрецидивную выживаемость и выживаемость без метастазирования, Фастнер не удивился отсутствию значительных различий между пациентами, которые получали лучевую терапию, и теми, кто не получал ее. По его словам, преимущество была значимым только для локального контроля и выживаемости без признаков заболевания.

«Мы видим, что полное облучение молочной железы влияет лишь на некоторые показатели выживаемости — не на общую выживаемость, а на выживаемость без признаков заболевания. Что касается общей выживаемости, нам нужно провести более длительное наблюдение за этими группами пациентов, потому что мы знаем по информации, полученной от совместной группы по раку молочной железы на ранних стадиях, что преимущество лучевой терапии в общей выживаемости может проявиться через 15 лет. Поэтому я думаю, что мы должны провести еще одно наблюдение через некоторое время», — пояснил он.

После доклада Фастнер ответил на вопрос Президента Европейской Онкологической Организации д-ра Филипа Портманса из Института Кюри в Париже, касающийся возможности отказа от гормональной терапии для некоторых пациентов, которым можно было бы рекомендовать использовать только адъювантную лучевую терапию после первоначально проведенной хирургической операции.  Фастнер не стал делать какие-либо твердые заявления в этом отношении. Но сказал, что несоблюдение лечебного режима пожилыми пациентами должно подталкивать врачей-онкологов к обязательному включению лучевой терапии в их курс лечения.

«Не существует никаких проспективных рандомизированных исследований, которые изучали бы результаты отказа от антигормональной терапии по сравнению с результатами, полученными с одной только радиотерапией, и в сравнении с лучевой терапией, проведенной вместе с антигормональной терапией, — отметил Фастнер. — Но если мы посмотрим на возраст пациентов, мы увидим, что показатели соблюдения этими пациентами рекомендаций по приему антигормональных препаратов составляют около 60 процентов. Поэтому мы знаем, что около 30-40 процентов в любом случае не принимают антигормоны. Так что я думаю, что полное облучение молочных желез представляется необходимым для их сохранения».

Питер М. Гудвин

Оригинал новости можно прочитать здесь