По последним оценкам, менее 10% мужчин с диагнозом «рак простаты» имеют показатели степени заболевания в 9 или 10 баллов по шкале Глисона. «Хотя эти пациенты составляют небольшую подгруппу мужчин с РПЖ, именно среди них отмечается самое большое число случаев смерти от рака простаты, — объясняет д-р Антони В. Д’Амико. — К сожалению, исследования показывают, что многие пациенты с высокими баллами по шкале Глисона не получают рекомендованные медицинские процедуры».
Ранее проведенные исследования сравнивали радикальную простатэктомию (RP) с дистанционной лучевой терапией у мужчин с раком простаты низкого риска. Смертность после этих процедур среди мужчин с раком простаты высокого риска гораздо менее изучена. В предыдущем исследовании было отмечено, что лечение больных раком простаты с 9-10 баллами по шкале Глисона комплексным методом MaxRT (дистанционная лучевая терапия (EBRT), брахитерапия и андроген-депривационная терапия (ADT)) в течение в среднем 12 месяцев демонстрировало более низкий риск смерти от рака простаты по сравнению с радиотерапией. Однако исследования, которые сравнивали бы MaxRT с RP и адъювантной терапией EBRT, ADT или обоими этими методами (получившими общее название MaxRP), еще не проводились.
«Сравнение этих подходов к лечению необходимо, поскольку недавние клинические испытания показали, что некоторые стратегии могут приводить к значительно более длительной безрецидивной и общей выживаемости при применении соответствующей адъювантной и/или спасательной терапии после хирургической операции», — отмечает д-р Д’Амико.
Новые данные
Чтобы заполнить эту брешь в исследованиях, д-р Д’Амико и его коллеги проанализировали различия в рисках смертности при лечении мужчин с раком простаты с 9-10 баллами по шкале Глисона с помощью RP и обоснованным применением адъювантной терапии EBRT, ADT против MaxRT. Исследование, опубликованное в JAMA Oncology, включало данные 639 мужчин с клинически подтвержденным раком простаты стадии T1-4, N0M0 по результатам биопсии и 9-10 баллами по шкале Глисона, 80 из которых лечились с помощью MaxRT и 559 — помощью MaxRP. Авторы оценивали риск смертности от рака простаты, скорректированный по коэффициенту склонности к риску, и риск от всех причин, а также оценивали вероятность эквивалентности этих рисков для различных видов лечения с использованием индекса достоверности.
После среднего срока наблюдения 5,51 лет для пациентов, получавших MaxRT, и 4,78 лет для тех, кто получал MaxRP, исследовательская группа обнаружила, что общее количество умерших составило 161 пациент, 65,8% (или 106 человек) из которых скончались от рака простаты. «Индексы достоверности для эквивалентности рисков были 76,75% для конечного показателя риска смертности от рака простаты и 77,97% для конечного показателя риска смертности от всех причин», — сказал д-р Д’Амико. Для других методов сравнения этих видов лечения соответствующие значения варьировались от 4,75% до 58,24% и от 4,62% до 62,32%.
Результаты анализа
Исследовательская группа отметила, что вполне вероятно, что лечение с помощью MaxRP или MaxRT для мужчин с раком простаты высокого риска дает эквивалентные результаты выживаемости. Однако д-р Д’Амико предупреждает, что эти данные не являются заменой рандомизированного клинического исследования. По его сведениям, в настоящее время нет никаких текущих или планируемых клинических испытаний, которые бы исследовали заболевания с 9-10 баллами по шкале Глисона, или рандомизированных исследований эквивалентности, сравнивающих смертность от рака простаты и от всех причин после MaxRP и после MaxRT для пациентов этого типа.
Независимо от того, получают ли мужчины с раком простаты с 9-10 баллами по шкале Глисона хирургическое вмешательство или лучевую терапию, важно контролировать уровень PSA, тщательно наблюдать за ними для выявления любых признаков остаточной болезни, а также обеспечивать прохождение последующих рекомендованных лечебных процедур. «Данные, представленные в нашем исследовании, являются единственными существующими, которые учитывают использование обоих рекомендованных процедур адъювантной RT и ADT после PR, — говорит д-р. Д’Амико. — Они показывают с высокой достоверностью, что у пациентов с рака простаты с 9-10 баллами по шкале Глисона есть выбор между вариантами лечения Max RT или Max RP».
Оригинал новости можно прочитать здесь
Последние мировые достижения в диагностике и лечении РПЖ – на IX Международной Школе Клинической Радиологии «Рак предстательной железы от А до Я».