Лучевая терапия при раке легких повышает смертность

Доза облучения на область сердца является изменяемым фактором риска возникновения тяжелых неблагоприятных сердечно-сосудистых событий (MACE — major cardiac adverse events) и смертности от всех причин у пациентов, прошедших лучевую терапию по поводу немелкоклеточного рака легких (NSCLC — non-small-cell lung cancer), сообщают исследователи в журнале  Journal of the American Heart Association.

Ведущий автор исследования д-р Кейтлин М. Аткинса, кандидат наук, сотрудник Института рака Дана-Фарбер и Больницы Бригэм и Уименс в Бостоне, и ее коллеги изучили когорту из 748 пациентов с локально распространенным раком NSCLC для того, чтобы понять, в какой степени лучевая терапия может влиять на MACE у онкологических больных. У пациентов, давно перенесших рак молочной железы и лимфому Ходжкина, после лучевой терапии были отмечены случаи кардиотоксичности, но эти виды рака, как правило, имеют более высокие показатели выживаемости, чем рак легких, который является одной из самых главных причин смертности в США.

«Таким образом, клиническое значение кардиотоксичности, вызванной лучевой терапией у пациентов с местно-распространенным раком NSCLC, исторически занижалось, учитывая конкурирующие факторы риска смерти от рака и презумпции длительной отсрочки наступления кардиотоксичности», — пишет Аткинс и ее коллеги в JAHA.

Авторы ретроспективно отслеживали контингент в среднем 20,4 месяца, в течение которых у 77 пациентов развился, по крайней мере, один маркер MACE.  Пятьсот тридцать три пациента — почти три четверти первоначальной когорты — умерли за период наблюдений.

Аткинс и ее соавторы сообщили о том, что суммарный уровень случаев MACE за два года у исследуемых пациентов составил 5,8%, а средняя доза радиации на область сердца (средняя сердечная доза) была связана с существенным повышением риска MACE от всех причин. Средняя сердечная доза повышает риск MACE в соотношении 1,05/Гр и риск смертности от всех причин в соотношении 1,02/Гр.

Средняя сердечная доза, которая рассчитывалась индивидуально для каждого пациента и определялась как средняя доза радиации, получаемая всем сердцем к концу лучевой терапии, колебалась в пределах от 10 Гр. Она была связана с повышенным риском смертности от всех причин у пациентов без ишемической болезни сердца (178 против 118 случаев смерти) с показателями за двухлетний период 52,2% против 40%. У пациентов с ишемической болезнью сердца уровень смертности от всех причин был 54,6% против 50,8%.

Авторы утверждают, их исследование дает серьезные основания полагать, что, несмотря на конкурирующие факторы риска смерти от рака и короткой продолжительности жизни, пациенты с NSCLC имеют высокий риск возникновения MACE в течение двух лет после лучевой терапии. Доза облучения на область сердца, как представляется, является независимым предиктором MACE.  Однако необходимо провести дополнительные проспективные исследования для оценки влияния стратификации комбинированных рисков сердечных событий, метода снижения дозы сердечного облучения и постлучевой профилактической помощи на выживаемость пациентов NSCLC  и качество их жизни.

«Результаты этого исследования подчеркивают важность раннего выявления и лечения сердечно-сосудистых событий и дают представление о программе будущих проспективных исследований, которые включают исходную стратификацию рисков сердечных событий с методами снижения дозы облучения на область сердца и постлучевой сердечной профилактической помощи, — пишут авторы. — Поскольку сердечная доза облучение является изменяемым фактором, мы настоятельно просим не использовать высокие сердечные дозы лучевой терапии и предлагаем пересмотреть и ввести строгие ограничения сердечной дозы облучения в национальные нормативные документы по лучевой терапии».

Оригинал новости можно прочитать здесь