Академик РАН Андрей Дмитриевич Каприн: «Для борьбы с раком нужно привлекать всех – от математиков до генетиков»

В преддверии Первого международного форума онкологии и радиологии академик РАН, заслуженный врач России, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России, директором МНИОИ им. П.А. Герцена Андрей Дмитриевич Каприн дал интервью журналу MIBS+HealthCareBusinessNews.

– Андрей Дмитриевич, 2018 год объявлен годом борьбы с онкопатологией. Почему?

– Онкологические заболевания – проблема не только нашей страны, это беда всего мира. И, к сожалению, по данным ВОЗ к 2030 году заболеваемость раком вырастет еще на 20%, а по некоторым локализациям до 30%. Пока не очень хорошо обстоит дело с выживаемостью онкологических больных.  Что касается численности заболевших, практически во всех странах онкопатология стоит на первом месте! 

– Что же нужно делать для того, чтобы цифры статистики не были столь угрожающими?

Для того, чтобы эффективно бороться с раком, онкологам нужна мощная поддержка и со стороны государства, и со стороны самых разных социальных групп. В частности, нам необходимо выстроить четкую вертикаль онкологической службы. Кроме того, предстоит много сделать для образования врачей первичного звена, эти меры увеличат их онкологическую настороженность. Нужно освоить и огромный пласт просветительской работы, чтобы наши соотечественники получили сильную мотивацию для того, чтобы заниматься своим здоровьем, вовремя обращаться к врачам для профилактических обследований. Нам предстоит определиться – какие именно скрининговые программы наиболее эффективны, а значит, требуют введения.  По этому поводу во всем мире идут дискуссии.

Для борьбы с раком нужно привлекать самых разных специалистов в рамках междисциплинарных связей – от математиков для создания алгоритмов, до генетиков для выявления групп людей с высоким и низким риском развития онкологических заболеваний. Необходимо совершенствовать отечественную медицинскую аппаратуру, развивать лекарственные формы и средства. Работы в онкологии очень много.  

– Каково сегодняшнее состояние и перспективы отрасли на ближайшие годы?

– За последние годы удалось снизить рост заболеваемости раком более чем на 20% по многим локализациям, увеличить выживаемость на 10-15%, на 40-45% возросли показатели выявления онкопатологии на 1-2 стадии. Конечно, остается еще около 40-45% пациентов, у которых рак выявлен на поздних стадиях. Но на 20-25% уменьшилась одногодичная летальность. Многие индикаторы улучшились, но до по-настоящему хороших результатов еще далеко.

У нас в отрасли налицо недостаток кадров, в том числе врачей-радиологов. Имеется дефицит аппаратуры. Ситуация осложняется тем, что онкология – это высокотехнологичная быстро развивающаяся отрасль, она требует обучения врачей в национальных центрах, развития отечественной техники, фармакологии, в том числе таргетных радиофармпрепаратов.

При этом врачи первичного звена в вопросах онконастороженности, как правило, не особенно сильны.  А заболеваемость будет расти, это неутешительный факт.  В этих условиях мы ставим задачу снижать смертность, или, как минимум, удерживать её в прежних пределах. В существующих рамках должны сохраняться такие онкологические индикаторы, как выявляемость патологии на ранних стадиях, пятилетняя выживаемость пациента, отсутствие одногодичной летальности. А еще нужно стремиться к снижению инвалидизации. Необходимы хорошие реабилитационные программы. И, конечно, важна паллиативная помощь пациентам, рак у которых, к сожалению, выявлен на поздней стадии. Эти люди очень нуждаются в приемлемом для их состояния качестве жизни.

Полный текст интервьюа доступен на сайте журнала MIBS+HealthCareBusinessNews