Стереотаксическая лучевая терапия улучшает выживаемость при олигометастазах

Стереотаксическая абляционная лучевая терапия (stereotactic ablative radiotherapy) безопасно продлевает долгосрочную выживаемость для некоторых пациентов с олигометастатическим раком – таковы результаты проспективного исследования фазы 2, опубликованные в журнале International Journal of Radiation Oncology Biology Physics.

Эта высокоточная местная терапия вызывала только редкие случаи острой или поздней токсичности 3 степени.

«Несмотря на многочисленные успехи, достигнутые в лечении рака за последние 20–30 лет, у некоторых пациентов болезнь по-прежнему переходит в метастатическую или IV стадию. В целом, лучевая терапия в таких ситуациях использовалась только для того, чтобы пациент чувствовал себя спокойнее, —  сказал в своем пресс-релизе д-р Дуайт И. Херон, директор службы лучевой терапии в онкологическом центре UPMC Hillman и профессор радиационной онкологии, отоларингологии и хирургии головы и шеи в медицинской школе Университета Питтсбурга, США. — Однако бывали случаи, когда после операции по удалению метастазов некоторые пациенты с раком IV стадии жили дольше. Вопрос состоял в том, можем ли мы использовать высокоточное излучение, чтобы уничтожить эти опухоли и получить такой же эффект, как и от хирургической операции? Первоначальный ответ, полученный в ходе этого крупного проспективного испытания, — да».

Херон и его коллеги провели международное многоцентровое исследование, в котором участвовали 147 пациентов (средний возраст 66.4 года; межквартильный диапазон 59.9 – 74.6; 51% женщин) с олигометастатическим или рецидивирующим раком, подтвержденным биопсией.

У участников исследований было до пяти метастазов, при этом большинство пациентов имели один (70.7%) или два (19%) метастаза.

Среди наиболее распространенных первичных опухолей были опухоли легких (21.8%; немелкоклеточные — 29; мелкоклеточные — 3); колоректальная аденокарцинома (21.1%); опухоль головы и шеи (10.9%; сквамозная карцинома — 11); рак молочной железы (8.8%) и аденокарцинома простаты (7.5%).

Наиболее распространенные локализации опухолей включали легкие (52.3%), лимфатические узлы (16.5%), кости (14.7%) и печень (6.9%). Все пациенты имели от 0 до 1 баллов по шкале ECOG, а ожидаемая продолжительность жизни превышала 6 месяцев.

Пациенты прошли стереотаксическую лучевую терапию для лечения метастазов в соответствии с рекомендациями Американского колледжа радиологии и Американского общества радиационной онкологии. Всего было пролечено 218 новообразований.

Врачи определяли дозу и фракционирование лучевой терапии на основании размера и местоположения новообразования, а также ограничений, применяемых к дозам облучения органов, подверженных риску. Контрольные обследования проводились в течение 6 недель после завершения лучевой терапии, в течение 3 лет с 3-месячными интервалами и дальше с 6-месячными интервалами.

Исследователи оценивали качество жизни по данным самих пациентов с помощью опросного листа функциональной оценки и общего состояния после лечения рака, который пациенты заполняли в начале исследования и при каждом последующем обследовании. Основной целью ученых было определение целесообразности лучевой терапии для пациентов с олигометастатическим раком. Вторичные цели включали оценку 5-летней общей выживаемости, 5-летней локальной выживаемости без прогрессирования заболевания, качество жизни и токсичность.

Со средним периодом наблюдения 41.3 месяца (межквартильный диапазон, 14.6-59) результаты показали, что средний период общей выживаемости составил 42.3 месяца (95% доверительный интервал, 27.4% — не был достигнут), с 5-летней общей выживаемостью 43%, 5-летняя выживаемость без локального прогрессирования заболевания составила 74% и 5 –летняя  отдаленная выживаемость без прогрессирования заболевания — 17%.

Тип первичный опухоли был связан с общей выживаемостью (Р = 0.002) и отдаленной выживаемостью без прогрессирования заболевания (Р = 0.008). Пациенты с первичными опухолями молочной железы, простаты и колоректальными опухолями имели большую выживаемость, чем пациенты с первичными опухолями легких или головы и шеи.

Менее 10% пациентов имели кратковременную токсичность, в том числе 7.5% пациентов, имевших события острой токсичности 2 степени или выше, и 2% — с острой токсичностью 3 степени или выше. Только 1.4% пациента имели длительную токсичность, включая один случай 3 степени, связанный с обструкцией мочеточника, и один случай токсичности 4 степени ( обструкция тонкого кишечника).

Пациенты не сообщали о каких-либо значительных изменениях качества жизни ни после завершения терапии, ни через 6 недель, ни через 3 месяца после лечения. Однако через 6 и 12 месяцев зафиксированы статистически значимые улучшения качества жизни.

«Многие методы лечения рака, которые мы используем, вызывают некоторую токсичность, и это может повлиять на качество жизни пациентов. В этом исследовании для пациентов с болезнью IV стадии мы подтвердили модель лечения, которая может обеспечить долгосрочную выживаемость при сохранении общего качества жизни, — сказал Херон. — Ретроспективные данные давали основание выдвинуть это предположение, а новые проспективные данные очень убедительно подтверждают наши выводы».

Исследование предоставляет дополнительные доказательства эффективности стереотаксической лучевой терапии при олигометастатическом раке. Эта терапия также обеспечила увеличение выживаемости пациентам с IV стадией рака в двух рандомизированных исследованиях фазы 2, представленных на последнем ежегодном собрании Американского общества терапевтической радиологии и онкологии —  ASTRO. Более крупные рандомизированные исследования могут дополнительно подтвердить эффективность использования метода для пациентов с олигометастатическим раком.

«В сочетании с иммунотерапией стереотаксическая лучевая терапия может установить более высокую планку для результатов лечения, снижения побочных эффектов и улучшения качества жизни наших пациентов», — сказал Херон. 

Автор статьи — Дженнифер Бирн

Оригинал статьи можно прочитать здесь