Множественные метастазы: радиохирургия или облучение всего мозга?

Различные методики направленной терапии достигли значительного прогресса в способности контролировать некоторые виды распространенного рака легких, однако появление метастазов в головном мозге остается серьезной проблемой. Облучение часто используется для лечения метастазов в головном мозге, но по поводу того, какой метод лучше, могут возникать разногласия. Лучевая терапия всего мозга, как следует из ее названия, лечит весь мозг, но может сопровождаться существенными побочными когнитивными эффектами. Другой метод, радиохирургия, направляет сильно сфокусированное излучение только в места метастазирования, в значительной степени избавляя от воздействия радиации нормальные ткани мозга.

Задача состоит в том, чтобы определить, при каких обстоятельствах каждая методика будет лучшей. Дискуссия в основном шла по поводу количества метастазов в мозге. Специалисты в целом соглашались с тем, что при трех или меньшем количестве метастазов радиохирургия более предпочтительна, а для лечения четырех или более метастазов склонялись в пользу облучения всего мозга.

Исследование, проведенное врачами онкологического центра  Университета Колорадо, США, опубликованное в «Журнале торакальной онкологии», было посвящено использованию радиохирургии у пациентов с прогрессирующим раком легкого с четырьмя или более метастазами головного мозга. Оно показывает, что в определенной подгруппе пациентов радиохирургия может быть лучшим вариантом лечения, даже если количество поражений головного мозга намного превышает ранее установленный порог.

В ходе исследования изучалась особая группа пациентов, прошедших направленную терапию по поводу прогрессирующего немелкоклеточного рака легких с мутацией генов ALK или EGFR, нацеленную на эти генетические факторы. Благодаря успеху направленных методов лечения, в среднем эти пациенты живут много лет, что делает возможность снижения (или предотвращения) побочных когнитивных эффектов особенно важной.

Кроме попытки выяснить, может ли радиохирургия быть эффективной для пациентов с четырьмя и более метастазами головного мозга, исследователи надеются ответить еще на два более важных вопроса, а именно: убирая радиохирургией только известные очаги заболевания, не пропускаете ли вы более мелкие метастазы, которые можно было бы «выжечь» при облучении всего мозга? Следовательно, не ухудшаете ли вы долгосрочную перспективу для такого пациента? И второй вопрос: если вы лечите несколько участков мозга с помощью радиохирургии, становится ли в какой-то момент доза облучения для нормальных тканей эквивалентной дозе облучения всего мозга?

В целом исследование не показало различий в выживаемости для пациентов, которые прошли радиохирургию по поводу 4 — 10 метастазов, по сравнению с теми, кто лечился от 10+ метастазов. Различия в выживаемости также не обнаружены у пациентов, прошедших множественные курсы лучевой терапии для лечения 4-10 метастазов по сравнению с 11-20 и 20+ метастазами. Максимальное количество метастазов ЦНС у одного пациента, пролеченных в ходе исследования за несколько курсов радиохирургии, было 47.

«Раньше, после того, как рак легких метастазировал в мозг, прогноз для пациентов был плохим. Лучевая терапия всего мозга снижает риск смертности от неврологических причин, но за это приходится платить высокую цену. Исследователи сделали предположение, что пациенты с раком легких, проходящие направленную терапию, у которых рак уже распространился в мозг, после радиохирургии реже умирают от причин, связанных с метастазами в мозг», — говорит д-р Тайлер Робин, старший научный сотрудник кафедры радиационной онкологии в медицинской школе Университета Колорадо и ведущий автор статьи. Робин работал над этой научной статьей в сотрудничестве со старшим автором д-ром Чадом Г. Рустховеном, доцентом кафедры радиационной онкологии в онкологическом центре Университета Колорадо.

«Несмотря на тот факт, что у пациентов были множественные метастазы в мозг, результаты лечения были превосходными даже с одной радиохирургией, а общая выживаемость измерялась годами», — говорит Рустховен.

Исследователи также задались вопросом: может ли радиохирургия для лечения множественных метастазов подвергать пациентов тому же когнитивному риску, что и лучевая терапия всего мозга? Иными словами, если вы используете радиохирургию для лечения 5, 10, 15 или 20 метастазов в головном мозге, в какой-то момент вы, по сути, будете облучать весь мозг?

«Даже когда мы лечили более десяти метастазов в мозг за один сеанс, доза для всего мозга была феноменально ниже, чем при радиотерапии всего мозга», — говорит Робин.

Группа измеряла дозу облучения двумя способами — для всего мозга, а также конкретно для гиппокампа, структуры мозга, отвечающей за обработку новых воспоминаний. Именно ее винят в возникновении побочных когнитивных эффектов, вызванных облучением мозга.

Облучение всего мозга доставляет дозу, равную приблизительно 30 Грей (Гр), на все ткани и структуры. Методика, позволяющая «щадить гиппокамп» или «избегать воздействия на гиппокамп», доставляет такую же дозу облучения в большую часть мозга, но только 10 Гр в гиппокамп. Максимальная доза облучения при радиохирургии, даже при множественных метастазах, составляла 1.2 Гр в гиппокампе и 0.8 Гр по всему мозгу.

«Очень низкие дозы облучения нормального мозга при радиохирургии по сравнению с общим облучением могут существенно изменить риск возникновения побочных когнитивных эффектов, — говорит Рустховен. — По мере совершенствования онкологии мы должны развиваться вместе с ней. Сегодня пациенты с раком, которым показана направленная терапия, живут дольше, чем когда-либо прежде, что придает особую важность стратегиям лечения, поддерживающим долгосрочное качество жизни».

Результаты исследования подтверждают предположение, что с помощью радиохирургии можно эффективно лечить большее количество метастазов головного мозга и центральной нервной системы.

Оригинал новости можно прочитать здесь