Выступление исполнительного директора Ассоциации Михаила Черкашина на IV Всероссийском съезде по радиохирургии и стереотаксической радиотерапии.
На сегодняшний день в Ассоциацию входят более 50 организационных членов. Это федеральные медицинские центры, частные медицинские организации, диагностические центры, а также отделения радиотерапии различных лечебных учреждений. С 2015 года мы ежегодно проводим Всероссийский съезд нашего общества, привлекая к участию коллег из-за рубежа. Первый съезд прошел в Москве, затем три года подряд мы собирались в Санкт-Петербурге. В следующем году мы попробуем организовать мероприятие в Новосибирске, потому что это тоже сильный центр лучевой терапии.
Что мы делаем сейчас? Мы проводим различные образовательные мероприятия: мастер-классы, вебинары, в этом году запустили в Санкт-Петербурге школу для пациентов, которая оказались достаточно востребованным форматом. Первая школа была посвящена лучевой терапии. Зачастую врачи-онкологи слабо осведомлены о том, как проходит радиотерапия, с какими побочными эффектами связана, что ожидает пациента, как облегчить процесс лечения. Соответственно, пациентам неоткуда получить эту информацию, и неудивительно, что конференц-зал Онкологической клиники МИБС на 80 человек был полон. Конечно, мы будем продолжать эту практику.
Мы стараемся вести совместные проекты с различными международными организациями. В ноябре участвуем в образовательном курсе ISRS в Куопио, Финляндия (и это уже не в первый раз). В этом году мы приняли участие в интересном проекте МАГАТЭ: в октябре в Центр протонной терапии МИБС приезжала на недельную стажировку руководитель радиотерапевтической службы Лиссабона. Опыт оказался полезным для обеих сторон.
Мы сотрудничаем с Европейским обществом радиологии (ESR) , в том числе – по образовательным программам: например, в этом году врачи-радиотерапевты МИБС проходили стажировку в Барселоне. В 2016 году наша Международная школа клинической радиологии впервые получила аккредитацию European Accreditation Council for Continuing Medical Education, что подтвердило соответствие мероприятия стандартам европейского совета по аккредитации непрерывного медицинского образования.
Нам кажется, что такое взаимодействие очень важно, потому что сейчас замыкаться в стенах одного учреждения, в пределах одной страны – это неправильно. Нужно смотреть, что делают коллеги в других странах, перенимать у них лучшее и привозить эти практики к себе.
В каких направлениях мы двигаемся и как собираемся развивать Ассоциацию?
В первую очередь, это образовательные проекты. Особый упор хотим сделать на программы observership. Как правило, это короткая стажировка – неделя, две недели, максимум – два месяца. Мы планируем реализовать программу observership для молодых врачей именно за границей. Скорее всего, в 2019 году на очередном Съезде проведем конкурс докладов, и одним из призов будет как раз поездка в какую-нибудь европейскую клинику на стажировку – в отделение радиотерапии или радиохирургии.
Кроме того, мы собираемся учредить гранты. Сейчас, к сожалению, немногие лечебные учреждения имеют финансовую возможность оплачивать участие своих сотрудников в международных конференциях, и в такой ситуации это задача профессиональных сообществ. В следующем году мы также проведем конкурс докладов, и один из призеров получит от Ассоциации грант на поездку.
В лечении рака устойчиво превалирует междисциплинарный подход, и неудивительно, что с каждым годом мы все больше ощущаем потребность делиться знаниями о лучевой терапии с врачами других специальностей. В ближайшем будущем попробуем организовывать образовательные мероприятия о лучевой терапии для тех же онкологов. Очень важно, чтобы врач, к которому изначально приходит пациент, понимал, какие возможности есть у лучевой терапии, и своевременно направлял больного к нам на лечение.
Несколько слов о научном взаимодействии. Что здесь важно? В лучевой терапии, в отличие от других направлений лечения, где применяется лекарственная терапия, существует большая проблема с организацией масштабных клинических исследований производителями оборудования. За рубежом обычно КИ проводятся на базе медицинских научных центров за счет правительственного и неправительственного финансирования. У нас пока этого нет. Думаю, задача будущего – развивать это направление, работать с инструментом, который называется «протокол клинической апробации». И мы тоже постараемся это делать.
Ещё один важный инструмент для data generation это регистры.
Регистры – очень интересный тип исследования, который практически ничего не стоит, но позволяет в тех ситуация, когда не можем проводить реальное КИ, аккумулировать данные и анализировать их. Это могут быть регистры, связанные с оценкой эффективности модальности лучевого лучения, либо с оценкой переносимости и безопасности облучения. Чем больше медцентров будет принимать участие в регистрах, тем эффективнее будет отдача от них. Мы намерены создать рабочую группу в рамках нашей ассоциации, которая разработает платформу для таких регистров, и я приглашаю представителей всех центров активно вовлекаться в исследования.
Мы принимаем участие в подготовке и выпуске «Русского медицинского журнала», в котором я являюсь редактором направления «Онкология». Мы всегда очень рады, когда участники съезда присылают нам свои работы, мы их рассматриваем и публикуем.
Клиническая активность и клиническое взаимодействие между научными сообществами должны сегодня, прежде всего, касаться выработки рекомендаций и различных согласительных документов. Сейчас во всех специальностях нарастает недовольство порядком оказания медицинской помощи. И врачи абсолютно правы, потому что эти порядки и стандарты никакого отношения к реальной помощи пациентам не имеют. Но почему-то по ним оценивают качество нашей работы. Очень надеюсь, что в нашей стране в ближайшие годы и критерии качества, и стандарты лечения, и их разработка будут постепенно смещаться в сторону реальных клинических рекомендаций. Мы также собираемся принять участие в этом процессе.
Следующий важный момент – это tumor board, междисциплинарное обсуждение больных, которое в нашей стране практически отсутствует. Здесь первую скрипку должны играть учреждения, но и Ассоциация тоже будет двигателем: мы будем пробовать осуществлять дистанционное обсуждение сложных случаев, привлекая иностранных специалистов из ведущих центров Европы и США. Такой опыт у МИБС уже есть.