Пациенты, прошедшие местное вмешательство для лечения от одного до трех метастазов меланомы в головной мозг, не получили значительных клинических преимуществ от использования адъювантной радиотерапии всего мозга, говорится в результатах рандомизированных исследований 3 фазы, опубликованных в журнале Journal of Clinical Oncology.
Тем не менее, уровень местных неудач лечения был значительно ниже при радиотерапии всего мозга по сравнению с одним только наблюдением за ходом болезни.
«Пациенты, прошедшие местное вмешательство для лечения от одного до трех метастазов меланомы в головной мозг с использованием либо хирургии, либо стереотаксической радиохирургии, не получили никаких существенных клинических преимуществ при использовании радиотерапии всего мозга. Она не должна быть рекомендована в этих случаях», — пишет Анжела М. Хонг, исследователь из Австралийского Института Меланомы и профессор клинический медицины в Центральной клинической школе Университете Сиднея.
Метастазы в головной мозг встречаются довольно часто у пациентов с меланомами высокого риска. Пациентов с небольшим количеством метастазов можно эффективно лечить с помощью хирургии или стереотаксической радиохирургии. Однако риск развития новых метастазов в ГМ при этом высок. Роль адъювантной радиотерапии всего мозга в снижении числа метастазов среди этих пациентов до сих пор не была установлена.
Для прояснения вопроса Хонг и ее коллеги рандомизированным образом назначили 208 пациентам (средний возраст 64 года, 66% — мужчины), прошедшим местное вмешательство для лечения от одного до трех метастаза меланомы в мозг, адъювантную радиотерапию всего мозга (101 человек) или простое наблюдение за ходом болезни (107 человек). Один пациент умер от тромбоэмболии еще до сбора первичных данных, но все равно был включен в анализ общей выживаемости.
Более чем у 90% пациентов показатель общего состояния по шкале ECOG был от 0 до 1, при этом 67% из них имели экстракраниальное заболевание на момент начала исследования. У 60% пациентов был один метастаз меланомы в мозг.
Главным критерием оценки считалась отдаленная интракраниальная неудача лечения в течение года. Время до наступления интракраниальной неудачи, выживаемость и время до ухудшения общего состояния были вторичными критериями оценки.
95% пациентов в группе радиотерапии всего мозга получили дозу в 30 Гр 10 фракциями. Двадцать четыре пациента прошли радиотерапию всего мозга, не включающую гиппокамп.
Среднее время наблюдения составило 48.1 месяц (диапазон 39.6-68).
Результаты исследования показали, что у 42% пациентов, получивших радиотерапию всего мозга, и 50.5% в группе наблюдения наступила отдаленная интракраниальная неудача в течение одного года (OR = 0.71; 95% CI, 0.41-1.23). Уровень отдаленных интракраниальных неудач вырос до 52% в группе радиотерапии всего мозга и до 57.9% в другой группе за весь период последующего наблюдения, что не представляло собой каких-либо существенных отличий (OR = 0.79; 95% CI, 0.45-1.36). Однако исследователи зафиксировали значительно более низкий уровень местной неудачи после проведения радиотерапии всего мозга по сравнению с наблюдением (20% против 33.6%; P = .03).
Среднее время до ухудшения общего состояния у пациентов в группе радиотерапии было 3.8 месяцев против 4.4 месяцев в группе наблюдения. Исследователи не отметили какой-либо значительной разницы в количестве неврологических смертей (43.6% против 45.8%) или в средней общей выживаемости (16.5 против 13 месяцев) в этих двух группах. Однолетний уровень смертности был 41.5% в группе радиотерапии и 51.4% в группе наблюдения.
Как представляется, радиотерапия всего мозга связана с более высокими уровнями неблагоприятных событий 1-2 степени в первые 2-4 месяца после лечения: это чувство усталости, анорексия, тошнота, дерматит и алопеция.
Набор участников длился 8.5 лет, и это время совпало с революцией в системной терапии метастатической меланомы, что стало главным ограничением для данного исследования.
«Роль лучевой терапии для лечения метастазов меланомы в головной мозг в сочетании с другими видами лечения стала более сложной с приходом новейших достижений в стереотаксической радиохирургии и интракраниально эффективных системных терапий, — пишет Хонг. – В настоящее время ведутся рандомизированные исследования для определения роли комплексной лучевой терапии, направленной на онкоген BRAF, или роли ингибиторов контрольных точек иммунного ответа в метастазах меланомы в головной мозг. Для определения наилучшего способа лечения пациентов с метастазами меланомы в мозг необходима работа междисциплинарной команды ученых, которая должна изучить все имеющиеся методы лечения».
Исследование проводилось при финансовой поддержке Cancer Australia и Cancer Research UK.
Оригинал новости можно прочитать здесь